Главная Виртуальная библиотека Учимся читать художественную литературу

Учимся читать художественную литературу

Нет ничего плохого в том, чтобы читать ради удовольствия. Однако если вы хотите достичь более глубокого уровня понимания, то попробуйте читать литературу как специалист. Несомненно, изучение анализа текста может растянуться на годы, но работу над способностью критически мыслить в отношении литературного произведения можно начать в любое время. Читайте внимательно, делайте заметки и глубоко размышляйте над текстом, чтобы развить более глубокий уровень понимания любимых книг.

alt

Выберите книгу.

Для первой попытки критического анализа текста лучше выбрать книгу, которая не заставит вас уходить слишком далеко от зоны комфорта. Так вам будет проще понять контекст, в котором автор создавал произведение.

Выберите книгу любимого жанра или описывающую знакомое вам время и место.

Старайтесь выбрать книгу знакомого вам автора.

Проведите простое предварительное исследование в интернете.

Перед началом чтения полезно иметь представление о том, что вам встретится на страницах книги. Изучите основные сведения об авторе. Узнайте о других книгах этого автора и их месте в литературе соответствующей эпохи.

Также в сети можно найти полезный контекст и рекомендации в рецензиях на книгу.

Этот этап поможет вам сформулировать вопросы, на которые вы захотите ответить в процессе чтения книги.

Делайте записи.

Перед чтением составьте список основных вопросов и записывайте свои ответы. Можно использовать отдельную тетрадь для ответов или просто разделить страницы на две части. Обдумайте следующие вопросы:

О ком данная книга? Что происходит с главными героями?

Где и когда происходят события книги?

Как ведется повествование? Сколько в книге рассказчиков? Повествование ведется от лица всезнающего рассказчика? Или историю рассказывают сами действующие лица?

Используйте карандаш, чтобы иметь возможность исправить ложные впечатления.

Аннотации в виде комментариев, подчеркиваний и других обозначений в процессе чтения помогают активно и вдумчиво погрузиться в книгу. Используйте карандаш, чтобы обводить кружком, использовать звездочки, подчеркивания и скобки, кратко записывать свои мысли, реакции и вопросы на полях, к которым можно будет вернуться позже. Карандашные отметки можно легко стереть, если первые впечатления окажутся обманчивыми.

Отмечайте появление новых персонажей, мест или сюжетных линий.

Отмечайте элементы, которые встречаются чаще одного раза, — конкретные фразы, предметы и объекты или описания, поскольку они могут иметь символическое значение.

Изучайте персонажей.

Протагонисты — это положительные герои в книге, а антагонисты — их враги или соперники. В качестве известного примера можно привести протагониста Шерлока Холмса и его антагониста профессора Мориарти. Они могут оказаться самыми важными действующими лицами, хотя даже второстепенные персонажи помогают понять важные детали в действиях основных персонажей. Например, Ватсон — это главный второстепенный персонаж, который удачно помогает автору сообщать важные сведения о чертах характера, личных качествах, достоинствах и недостатках Холмса.

Изучите характер взаимоотношений персонажей, а также их имена, поскольку иногда они могут иметь символическое значение.

Замечайте, как меняется персонаж по мере развития сюжета (если меняется вообще).

Определите рассказчика.

Для этого нужно ответить на вопрос «кто рассказывает нам о событиях в книге?». Это важно, поскольку читатель может узнать лишь то, что знает и чем готов поделиться рассказчик. Повествование может вестись от третьего лица — рассказчика, который не участвует в истории, или от первого лица — главного героя произведения.

При повествовании от третьего лица уточните, является ли рассказчик всезнающим, либо же его знания ограничены (например, некоторые подробности сюжета или качества персонажей).

Сведения о лице, от которого ведется повествование, позволяют лучше изучить рассказчика. К примеру, заслуживает ли он доверия? Что неизвестно рассказчику? Ответы на такие вопросы помогут вам глубже погрузиться в текст.

Разберитесь с местом действия. Рассматривайте не только место, но и время, когда происходят события. Обращайте внимание на авторское описание мест, звуков, запахов, цветов. Такие описания играют важную роль в сюжете книги. Часто место действия оказывается своеобразным персонажем, который влияет на сюжет и жизнь действующих лиц.

Поместите книгу в контекст.

Подумайте о том, где и когда была написана книга. Кем был автор и какое положение в обществе он занимал. Какой стиль и способ повествования использует автор в своей работе? Как это влияет на персонажей и сюжет?

Анализ контекста, в котором была задумана и написана книга, помогает лучше понять разные авторские решения.

Препарируйте сюжет. Литературные критики утверждают, что имеется ограниченное количество сюжетных архетипов или форм, которые позволяют описать любой сюжет. Даже если кажется, что книга не соответствует ни одному из них, то данные описания можно использовать для размышления над развитием сюжета. Архетипы:

  • Сюжет «Из грязи в князи», в котором жизнь протагониста постепенно налаживается и события завершаются на высокой ноте.
  • Сюжет «Из князей в грязь», в котором жизнь главного героя меняется в худшую сторону.
  • Сюжет «Икар», в котором за взлетом персонажа следует падение.
  • Сюжет «Эдип», в котором главный герой переживает падение, взлет и повторное падение.
  • Сюжет «Золушка», в котором протагонист переживает взлет, падение и повторный взлет.
  • Сюжет «Человек в яме», в котором главный герой переживает падение и последующий взлет.

Определите тон произведения.

Тон – это настроение или отношение, которое высказывает автор в тексте. Тон повествования может быть мрачным, тревожным, юмористическим, саркастическим или другим. Часто тон повествования зависит от жанра произведения. Например, в триллерах обычно воссоздается атмосфера страха и напряжения как нечто само собой разумеющееся.

Следите за образами.

Описание автором сцен позволяет задать тон, настроение и сообщить что-то неочевидное. Такие подробности позволяют читателю увидеть события глазами персонажа, но также они могут играть более важную роль.

Замечайте комбинации и повторения.

Обращайте внимание на мелкие детали, образы и фразы, которые неоднократно встречаются на страницах книги. Подобные повторения также называются мотивами и дают представление о тоне и теме произведения.

Исследуйте символизм.

Символ — это элемент истории, который обозначает абстрактную идею. Такой элемент может быть объектом, местом, персонажем, иметь другое конкретное и реальное выражение. Например, времена года являются распространенными символами, которые отражают течение жизни (весна соответствует детству и юности, лето — периоду расцвета, осень означает зрелость и старение, а зима — увядание).

Замечайте повторяющиеся упоминания в книге, чтобы распознать символы.

Обращайте внимание на подробные описания, которые могут нести в себе подсказки.

Подумайте о том, что символы в своей совокупности могут означать для понимания книги.

 

 

 

Мы в социальных сетях!

   

Besucherzahler
счетчик посещений